{{game.date.format('ddd, DD MMM')}} завершен
{{game.DisplayDateTimeMsk}}
{{getOnlineDesc(game)}}
  • --
  • --

Виктор Хряпа: «Желание добиться невозможного перевесило удовлетворение от достигнутого высокого результата»

Вс, 18 сентября 2022 2022

Виктор Хряпа: «Желание добиться невозможного перевесило удовлетворение от достигнутого высокого результата»

Вс, 18 сентября 2022

Российская Федерация Баскетбола продолжает отмечать 15-летний юбилей победы мужской сборной России на Евробаскете-2007.

Виктор Хряпа, пожалуй, был главным «трудягой» в той сборной. А в защите отрабатывал и за себя, и за «того парня». Что не могло не сказаться на количестве фолов: за 9 матчей он нарушил правила 39 раз – в среднем по 4,3 за игру. Но при этом, когда это было необходимо, в нужный момент «включался» в атаке. Недаром за весь турнир реализовал 16 трехочковых (из 40 с реализацией 40 процентов!) – больше всех в составе команды. И, если того требовала ситуация, результативно действовал в атаке. Как, например, в ключевом четвертьфинале с Францией, в котором набрал 16 очков. А напомнил о себе, как о хорошем снайпере, еще в одной из контрольных встреч с литовцами, когда «настрелял» 28 очков.

- Хорошо играл, много трехочковых забил, - вспоминает Хряпа. - Матч тогда у меня получился, хотя мы и уступали по ходу всей игры и в итоге проиграли. В той команде как было: у кого шла игра, тот и забивал. Никто не тащил на себя, каждый занимался своим делом. Хотя, наверное, и мечтал о том, чтобы забивать побольше и быть еще лучше. Во многом благодаря этому мы и показывали высокие результаты на протяжении 5 лет, завоевав потом еще две бронзы – на Евробаскете-2011 в Литве и на Олимпийских играх-2012 в Лондоне.

- Вы же в 2007 году вместе с Андреем Кириленко пропустили первый сбор. Помогло?

- Сейчас можно смело сказать, что да. Поэтому и хватило сил, заряда и эмоций на весь чемпионат Европы. Но это вовсе не призыв нынешним игрокам не приезжать вовремя – у каждого своя ситуация, и нужно находить оптимальный вариант.

Когда мы с Андреем прибыли в сборную, на второй-третий день пришлось сдавать беговой тест. Точно не помню, но вроде бы это было в Италии. Бежали на время, и мы были далеко не последними. Кто-то уже сошел, а мы все бежим и бежим, косимся друг на друга. Мы хоть и приехали в сборную с опозданием, были в хорошей физической форме. А времени на обкатку командной игры еще оставалось достаточно.

- Победа над Сербией в первом матче задала тон всему выступлению команды?

- Конечно, здорово, когда ты побеждаешь сильного соперника на старте. Но мы неплохо начинали и в 2003 и 2005 годах, однако, выходя в плей-офф, спотыкались в четвертьфинале (вообще сборная России после бронзы-1997 выбывала из борьбы на этой стадии 4 чемпионата Европы подряд. – Прим. РФБ). Мы рассчитывали выступить хорошо и попасть в призеры. И не переживали, что будем плохо играть.

- Вы ведь тогда здорово провели третий матч с действующим чемпионом Европы Грецией.

- Он был еще в группе. И, к сожалению, деталей я не очень помню. Сборную России тогда отличала хорошая защита. Мы и пропускали то ли меньше всех, то ли были среди лидеров (с греками – всего 53 очка. – Прим. РФБ). Андрей Кириленко, Сергей Моня, Алексей Саврасенко, Никита Моргунов, я – все «рабочие», подвижные, большого размера, высокого роста, прыгучие, мобильные. Даже если взять ту же Грецию, то там было один-два лидера. Для них умеющих обороняться наших форвардов и центровых было достаточно.

- В четырех матчах против сильных соперников – с Сербией, Грецией и дважды с Испанией – вы получали по 5 фолов. Почему?

- Было много желания - играть, защищаться, подстраховывать партнеров. Иногда приходилось фолить. Иногда кто-то не хотел защищаться – приходилось за них. Меня в течение карьеры интересовал один вопрос: а на чьих игроках приходится получать фолы? Когда ты идешь на помощь, а нарушение свистят тебе. Никто ведь не смотрит, за кого ты получил фол. Такая статистика не ведется. Но она существует в головах игроков. Я старался помочь, однако не всегда получалось.

- Досрочный выход в плей-офф повлиял на настрой на первый матч с Испанией?

- Конечно, это придало нам уверенно в плане достигнутого результата. Мы уже прошли групповой этап, но не планировали останавливаться. Задача-минимум была пройти четвертьфинал. Перед Испанией хорошо чувствовали себя в турнирном плане, но самое важное было впереди. Не хочу принижать Сербию и Грецию, но те победы показали наш уровень. Конечно, мы не знали, что ждет впереди, однако настрой на Испанию был соответствующим. Но с первого раза не получилось.

- В четвертьфинале с Францией вы набрали 16 очков, реализовали все 4 трехочковых. Это был ваш лучший матч на турнире?

- Самый часто задаваемый вопрос после Евробаскета: каким образом я не попал в символическую пятерку? Если посмотреть статистику по всему турниру, я стал одним из лучших в команде по многим показателям – очкам, подборам, передачам, перехватам, трехочковым. Но в пятерку обычно попадают звезды и кто-то из хозяев.

Лучший матч с Францией? А какой тогда плохой? На статистику внимания никто не обращал. И это был физический матч. Комбинаций, техники, классической игры было мало – сплошная борьба, битва, постоянные контакты, скорость. Как это ни прискорбно, тогда не сыграла наша главная звезда – Андрей Кириленко. Соперники просто не позволили ему провести матч на своем уровне. Но, соответственно, его количество мячей никуда не ушло - они переместились в другую сторону. Мы ими удачно распорядились и хорошо сыграли командой.

- Андрей Кириленко тогда получил 5 фолов. Пришлось отдуваться за него?

- У нас стало на одного хорошего игрока меньше. Но все были настроены выйти и достойно его заменить. Саврасенко, Моргунов, Моня, Петр Самойленко - все были готовы. И никак нельзя забывать про Холдена, который внес очень большой вклад в каждой игре. Ни к кому нельзя предъявить претензии, что он не доработал. Кто сколько забил – неважно. Все мои трехочковые были тяжелыми, с сопротивлением, на исходе времени владения мячом. Без Андрея команда собралась и дотянула до главной цели – до победы. Психологически это был самый важный матч. Иначе получилось бы как всегда – четвертьфинал и до свидания.

- За счет чего удалось обыграть в полуфинале Литву? Ей, как и Франции, сборная России уступила перед Евробаскетом.

- Мы не вспоминали ни те «-36», ни поражение от литовцев. Это были сильные соперники. Литва по составу была на своем пике. У нее не было незаслуженных игроков – от Ясикявичюса до Шишкаускаса. Приехали все те, кто должен.

Тот матч нужно разделить на две части. В первой половине мы повели легко, груз четвертьфинала спал, понимали, что надо играть дальше, хорошая форма и настрой, без шапкозакидательских настроений, но никто и не хотел удовлетворяться малым. Ушли вперед очков на 20. Все получалось, играли классно и легко. Но на кураже и адреналине провести все 40 минут невозможно. Литовцы навязали нам свою игру, вернулись и втянули в интересную концовку, в которой мы все-таки победили.

- Мысль о том, что минимум серебро уже в кармане, не мешала готовиться к финалу?

- Игровая карьера уже завершена, поэтому врать не буду. Могу точно сказать: такие мысли в голове всегда присутствуют. Каждый раз перед финалом или важным матчем об этом задумываешься. Вопрос в том, как с этим справляться, куда направить себя, и что в конце концов перевесит. В данном случае - удовлетворение от достигнутого высокого результата или желание добиться невозможного. Давление было невероятным. Только вдумайтесь: чемпион мира Испания в своем лучшем составе играет дома. С одной стороны – серебро, с другой - непробиваемая стена. Плюс неизвестно, каким будет судейство – как-никак хозяева в финале играют. Мы все это прекрасно понимали, и лучшим ответом стала наша игра. Никто не отступил, не сдался, не удовлетворился достигнутым. Хотя начало финала получилось, мягко говоря, не очень.

- Какие были предчувствия?

- Было желание биться, задать испанцам жару и сделать максимум возможного – независимо от итогового результата. Позже мы неоднократно встречались с ними. Они уже знали о нашем настрое, чувствовали его. Как говорил Дэвид Блатт, с нами никто не хотел встречаться. Потому что мы всегда бьемся до конца, являемся тяжелым и вязким соперником для любой сборной.

- В финале вы в очередной раз перебрали фолов. Три из них получили в последней четверти, пятый – почти за 4 с половиной минуты до конца.

- Матч для нас складывался не очень удачно. Испанцы легко повели 10 очков, никаких проблем не испытывали. Во многом определяющей стала концовка второй четверти. Это был очень важный момент: мы не дали им закончить первую половину на разгромной ноте. А во второй стали сокращать отставание. По счету видно – благодаря действиям в защите. Отсюда много контакта и фолов - с испанцами у них дома ничего другого ждать не приходилось.

Последний мой фол был на Газоле. Пробивной. Он реализовал только один штрафной, а мы в итоге выиграли одно очко. Что стоило сделать - дать ему спокойно забить или лишить испанцев этого одного очка? Помню, был нормальный фол - в контакте, по рукам, такой, чтобы он точно не забил. Тяжело сказать, что было важнее - остаться в игре или не дать ему спокойно набрать 2 очка. Видимо, то нарушение не было напрасным.

- Но каково потом досматривать финал, в котором команда почти все время проигрывала, со скамейки?

- Очень тяжело, но тот факт, что я только вышел из игры, был еще в ажиотаже не дал выключиться. Ты как будто там, болеешь, кричишь, подсказываешь и ждешь положительного результата. С французами выбыл Андрей, с испанцами – я, но у команды было достаточно ресурсов, чтобы справиться без одного игрока. Ребята не сдались, подставили плечо и продолжили игру на том же высоком уровне. Тот, кто вышел на замену, сделал то, что нужно. Это был Моня. И в конце он не дал забить Газолю.

- Но сначала было удивительное попадание Холдена.

- Конечно, мы ждали это попадание. Но, как все и думали, больше было шансов на то, что атаковать будет Андрей Кириленко. Понятно, что он основная звезда, игрок НБА, проводил отличный турнир. Не случайно у испанцев потом решающий бросок совершил Газоль. Но, несмотря на это, здравый смысл тоже должен присутствовать.

Соперники ведь понимали, на кого будет сделан акцент в последней атаке, ждали этого и хорошо защищались. Задачей Андрея было получить мяч, бросить или идти на фолы. Но если кто-то другой будет свободен, он и должен пробить. Что Джей. Ар. и сделал. И попадание не было чистым. Мяч решил сделать паузу, сразу не провалился, словно добавив интриги.

- Как пережили последнюю атаку испанцев?

- Мы понимали, что повели, но матч не окончен. У испанцев оставались 2 секунды - по баскетбольным меркам это нормальное время на атаку. Что они и сделали, выведя на бросок своего лидера. Газоль, правда, траекторию изменил, бросил высоко, чтобы невозможно было накрыть. А мы дружно стояли вместе у скамейки, ждали и надеялись, что он не попадет. Не попал.

- Ваши первые действия после финальной сирены?

- Побежал на площадку обнимать товарищей. Был очень рад и горд тем, что мы сделали невозможное – победили Испанию в сильнейшем составе в Мадриде.

- Андрей Кириленко сказал, что эта победа – настоящее чудо. Вы как считаете?

- Конечно, помимо всех заслуг, которые мы себе приписываем – рвение, желание, хорошая защита – без удачи и чуда не обошлось. Как еще назвать попадание Холдена. Не в том смысле, что он всю жизнь мазал - сама ситуация подразумевала, что должен быть не просто точный бросок. Но это чудо не свалилось на нас из ниоткуда: оно бы не случилось, если бы мы не пахали как проклятые. Это была «рабочая» удача, до которой мы дотерпели.

- Что стало главной составляющей успеха – тренерский талант Блатта, подбор игроков, отличная игра команды в защите, везение, еще что-то?

- Никогда не считал, что повлияло что-то одно. У нас командный вид спорта, и от действий кого-то одного не может зависеть результат. Должна быть как минимум группа игроков, которая желает добиться успеха.

И, конечно, нельзя не отметить Блатта. Дэвид очень подходил под нашу команду – своим менталитетом, прекрасно понимал игроков, знал, кому и что можно позволить, как распределить роли. Команда его приняла, а Блатт понимал и чувствовал каждого из нас в позитивном смысле. Он не был строг и агрессивен, но и мягким не был. Посмотрите, в любом тайм-ауте кричал, активно объяснял, рассказывал. Но это не была критика – все было во благо результата, все для победы. Его влияние на игру было очень велико, хотя, казалось, на площадку выходят игроки, которые и делают результат. Здесь же был настоящий симбиоз.

Третья составляющая – сам состав игроков, который был на Евробаскете. Среди нас не было таких, кто приехал хорошо сыграть, показать себя, независимо от результата команды. Даже если ты играл хорошо, но тебя вдруг меняли, не было никаких претензий. Конечная цель важнее, и все это прекрасно понимали.

- После бронзы на Олимпиаде в Лондоне эмоций было меньше?

- Конечно, первая победа и такая громкая стоит особняком. Это была победа за свою страну. Первая такого масштаба в современной баскетбольной истории России. Золото, добытое в Испании в матче с Испанией. Даже золотые медали, которые нам вручили, были вылиты специально для испанцев – массивные и по весу очень тяжелые.

- Третье место в Лондоне другое?

- Олимпиада - более масштабное соревнование. Больше стран, выше уровень, другая система проведения. Та бронза была не менее важна, но началось все в 2007 году в Мадриде. Тот успех задал нам планку и придал уверенности в том, что мы способны достигать самых высоких целей. Тем более, что на победном Евробаскете мы не были фаворитами и претендентами на титул. Однако мы победили всех самых сильных соперников. Такое случается, но редко. У нас же получился самый тяжелый путь к успеху.

КОММЕНТАРИИ (0)

Ответ пользователю

Отмена
Редактировать Удалить
Ответ пользователю :
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизация