Андрей Кириленко: «Демин может быть выбран в первой десятке, Голдин – в конце первого раунда, Лахин – во втором»
Предстоящей ночью в 3:00 по московскому времени начнется церемония драфта НБА.
На драфте НБА-2025 могут быть выбраны сразу три российских игрока – разыгрывающий Егор Демин, центровые Владислав Голдин и Виктор Лахин. Впрочем, повторить высшее достижение, установленное в 2004 году, не удастся. Тогда клубы НБА положили глаз сразу на четверых россиян – Павла Подкользина (№21), Виктора Хряпу (№22), Сергея Моню (№23) и Сергея Караулова (№57).
В преддверии драфта своим мнением поделился президент Российской Федерации Баскетбола Андрей Кириленко.
- Можно сказать, что предстоящий драфт НБА – самый ожидаемый для российского болельщика за долгие годы?
- Да, конечно. У нас сразу три представителя, причем во всех категориях. Егор Демин потенциально может быть выбран в первой десятке, Влад Голдин – в конце первого раунда, Виктор Лахин – во втором. Все трое в прошедшем сезоне были на хороших ролях в своих университетах. Демин показал лучший командный результат, Голдин – личный, будучи топ-центровым в своей конференции, Лахин был одним из лидеров своей команды.
- Россиян в НБА не было 7 лет: последним в сезоне-2017/18 за «Бруклин» выступал Тимофей Мозгов. В чем причина такого длительного перерыва?
- Не было никаких предпосылок, чтобы играть на самом высоком уровне. Должно быть много проектов, которые давали бы возможность делать шаг за шагом. Из-за изоляции нашего баскетбола сейчас таких возможностей немного. В первую очередь, сложно получить игровую практику в международном ключе. Все, кто сейчас попал на драфт, играют за границей.
Демин почти 4 года назад отправился из Первенства России в «Реал», потом – в американский университет. Голдин был в молодежной сборной России, выступал в наших соревнованиях, но потом сделал правильный шаг, решив развивать карьеру в NCAA. Как и Лахин. В нынешних условиях это очень помогло: у ребят есть возможность постоянно встречаться со своими лучшими ровесниками. Это, на мой взгляд, играет большую роль.
Вспоминаю себя. С 14 лет мы постоянно выступали на крупнейших международных соревнованиях – Первенствах Европы и мира. И с самого раннего детства я играл против тех, кто потом вместе со мной сделал отличную карьеру в НБА – испанца Поу Газоля, француза Тони Паркера. Естественно, привыкая к этому с самого раннего возраста, ты потом их не боишься.
- Вы попали на драфт НБА, будучи игроком ЦСКА. Сейчас могут быть выбраны трое россиян, которые хорошо зарекомендовали себя в NCAA. Как, на ваш взгляд, проще попасть в НБА? И в чем плюсы и минусы «европейского» и «американского» пути?
- Мне сложно говорить – я не был в NCAA. Могу судить только субъективно, то, что вижу. Легче попасть в НБА, когда ты не играешь в Америке. Когда команды могут взять тебя на удачу. Но если хочешь, чтобы тебя выбрали высоко, путь только через университет. Из Европы в Топ 10 попадают единицы – Вембаньяма, Рисаше, Сарр, тот же Дончич. Шансов гораздо меньше. В 80-90 процентах случаев предпочтение отдается тем, кто на виду. Ты в тренде, тебя постоянно видят скауты, и клубы НБА еще за год-два прогнозируют, баскетболист какого плана им нужен. В Европе даже при наличии скаутов весьма ограниченное представление о том, на что способен тот или иной игрок. Меньше игр, к молодежи не такое пристальное внимание, как в Америке. То, что создают медиа вокруг игроков, тоже очень важный момент. Купер Флэгг - великий игрок, но медийная составляющая делает его еще круче. Вокруг еще двух-трех лучших игроков этого драфта тоже есть такое поле, но оно не сравнится. Флэгг и своей игрой, и информационным полем перебивает всех. У «Далласа» нет других вариантов, кроме как выбрать его под первым номером.
- Вы дебютировали в профессиональном баскетболе в 15 лет. Единственным игроком, которому удалось подобное в России за долгие годы, оказался Егор Амосов из «Самары». Согласны, что сейчас нельзя стать одним из лидеров ЦСКА или «Зенита» в 17-18 лет? Или же теоретически такое все-таки возможно?
- Я думаю, что возможно, но в клубах менее высокого уровня - в «Самаре», МБА-МАИ или «Пари НН». В тех же «Зените», ЦСКА или УНИКСе молодые ребята не получат много игрового времени. Хотя сверхталантливый игрок пробьется везде, в ведущих клубах шансов у него значительно меньше – в отличие от тех, кто не ставит перед собой высоких задач.
- Основные надежды на предстоящем драфте связаны с Егором Деминым. Первого громкого успеха он добился осенью 2020 года, когда в затянувшийся ковидный сезон был признан MVP Первенства России. А вы когда впервые услышали его имя?
- Давно. До 2020 года. Егор очень здорово играл в Первенстве России, к нему было приковано большое внимание. Причем он был у нас лучшим в соревнованиях, в которых выступали юноши на год старше. И с самого раннего возраста был на радаре у резервных сборных. Мы все были рады тому, что у него появилась возможность поехать в «Реал». Голдин, кстати, тоже давно был в центре внимания – еще когда начал играть за юношеские сборные.
- Можно было еще тогда предположить, что через несколько лет Демин будет выбран на драфте НБА?
- Когда ты маленький, об этом никто не думает. Вот когда Егор перешел в «Реал», это был очень серьезный шаг вперед. Уже в 17 лет у него появились очень хорошие перспективы, его подключали к основному составу. Это был знак, что все идет правильно. И он сделал следующий шаг – отправился в университет. Сейчас далеко не каждый молодой игрок выберет такой путь. Это большой риск, фактически ты все начинаешь с начала. Егору большой респект – он не боится проблем. И при этом остается на земле – очень важное качество. Мог же ведь и нос задрать.
- О том, что Демин попадет в зеленую комнату на этом драфте, вы говорили еще осенью прошлого года. На чем была основана такая уверенность?
- Когда видишь весь драфт-класс – как они играют, какую пользу несут для своей команды, то понимаешь, что Егор находится в достаточно органичном положении. Первые 3-4 игрока, конечно, выделяются. Но после этого следует группа из 10 человек, которые приблизительно равны по своему уровню. Каждый из них может быть потенциально очень полезен своему будущему клубу, а при правильном подходе способен стать суперзвездой. Разве что пока они чуть сыроваты. Даже Голдин в настоящий момент более готов к НБА, чем Демин – он более заматеревший. У Егора есть год-два, чтобы окрепнуть и стать более солидным.
- Разыгрывающие очень ценятся в НБА. Демин по мнению большинства аналитиков является едва ли не лучшим игроком этого амплуа на предстоящем драфте. Несмотря на это, далеко не факт, что он попадет в первую десятку. Почему такой парадокс?
- Есть игроки, которые уже готовы к НБА и на которых можно делать ставку уже сейчас. А есть те, кто раскрывается позже, кто-то по своему потенциалу заиграет через 1-3 года. Очень многое зависит от клуба, который его выберет – у всех разные цели. Есть ветеранские команды, где ты будешь в ростере, но играть тебе не дадут.
- Попадание Демина в первую четверку почти исключено. Пятой будет выбирать «Юта», которую вы называли одной из самых предпочтительных для него команд. Насколько велика вероятность оказаться в «Джаз»?
- «Юта» предпочтительна по жизни. Здесь Демин провел студенческий сезон, и, естественно, для него такая история была бы логичной. Не надо никуда уезжать, те же друзья и знакомые. Генеральный директор «Джаз» Дэнни Эйндж всегда приходил и смотрел домашние матчи BYU. С точки зрения баскетбола, у «Юты» молодая команда, отличный тренер Уилл Харди, но проблемы могут возникнуть везде. Когда все молодые, шансов проявить себя меньше. Важен элемент лотереи - насколько правильно ты попадешь в русло, как используешь свой шанс. В других командах таких шансов может быть 5-7, а здесь тебе могут предпочесть другого молодого игрока.
- 6-й номер драфта у «Вашингтона», который долгое время находился среди аутсайдеров, но в последние годы выбрал на драфте двух ярких французов Билала Кулибали и Алекса Сарр. При этом у команды фактически нет разыгрывающего. Насколько подходящий вариант?
- Тоже не очень верю. Опять же из-за того, что очень молодая команда. С другой стороны, лучше попасть в те клубы, которые пока не ставят перед собой больших задач - в какой-то момент тебе дадут играть.
- А затеявший перестройку «Нью-Орлеан», который выбирает седьмым?
- То же самое. Деджонте Мюррэй плюс выменянный у «Вашингтона» Джордан Пул. Оба постоянно будут с мячом. А нужны такие защитники, которые иногда были бы готовы с ним расстаться. Конечно, можно заиграть в любой команде – для этого у Егора достаточно таланта.
- Некоторые эксперты считают, что хорошим вариантом для Демина станет 8-й пик, который принадлежит «Бруклину» - клубу, в котором вы завершали заокеанскую карьеру. И в котором функции разыгрывающего выполняет Д’Анжело Рассэлл.
- Отличный выбор. В «Бруклине» нет толкового разыгрывающего, который не только мог бы взять на себя игру, но и был бы полезен команде. В нем Егор вполне мог бы стать лайт-версией Тайриза Халибертона. «Бруклину» как раз не хватает плеймейкера, который имел бы потенциал и вовлекал в процесс остальных ребят. Расселл уже состоявшийся и достаточно дорогой игрок. Команде нужно найти ему альтернативу.
- 9-й номер драфта у «Торонто».
- Очень плохо знаю команду. Но в этом составе с мячом больше будет Ингрэм. Неплохой вариант. Не вижу в «Торонто» первых-вторых «номеров», которые сейчас были бы наголову сильнее других.
- 10-й пик вернулся в «Финикс» после состоявшегося на днях обмена Кевина Дюранта.
- Здесь точно не дадут игрового времени. Это мое мнение. «Санс» с этим составом будут пытаться влезть в плей-офф. Плюс-минус на позиции Демина три звездных игрока – Дэвин Букер, Брэдли Бил и Джейлен Грин. Будь я генеральным менеджером «Финикса», точно не взял бы на драфте Егора. Все эти защитники молодые, Букер сейчас в прайме.
- Российский рекорд принадлежит Ярославу Королеву: в 2005 году «Клипперс» выбрал его под 12-м номером. На ваш взгляд, это достижение будет перекрыто?
- Думаю, да. Но не факт, что это произойдет. На мой взгляд, диапазон Егора – номера с 5-го по 15-й. Если в первой десятке, зависит от того, кто решится рискнуть. А среди 11-15 номеров его точно должны выбрать.
- Три следующие команды – «Портленд», «Чикаго» и «Атланта». Какая из них подошла бы Демину?
- «Портленд» чуть меньше. «Атланта» – нормальный вариант, поиграть за Трэем Янгом можно. «Чикаго» он нужен в меньшей степени – в команде много защитников.
- 14-й пик у «Сан-Антонио». Согласны, что это тоже один из лучших вариантов для Демина?
- Мне очень нравится «Сан-Антонио» в том плане, что это хорошая организация, в которой заботятся как о ветеранах, так и о молодых игроках, дают возможность играть и работают с ними. Но основным разыгрывающим в прошлом сезоне стал Де’Аарон Фокс. До его прихода был Крис Пол – очень неплохая опция. Он не играл бы большие минуты, но при этом стал бы хорошим ментором. Конечно, можно заиграть и с Фоксом – просто шансов чуть меньше. С точки зрения игры, самый оптимальный вариант – «Бруклин». Отличный шанс сразу зайти в НБА.
- Нельзя не спросить про следующую команду: 15-й выбирает ставшая чемпионом НБА «Оклахома Сити». Каковы шансы у новичка раскрыться в чемпионской команде?
- Очень неплохой вариант. Сильная команда, постоянный сильный спарринг внутри нее. «Оклахома» может брать Егора и не опасаться за свое будущее. Выбирая его, она спокойно дает 2-3 года на то, чтобы окрепнуть. И зайти потом, когда произойдет смена поколений. Сейчас это готовая команда, все позиции закрыты. Но удержать всех своих звезд на максимальных контрактах «Тандер» все равно не удастся. Зато есть шанс получить потенциально сильного игрока, который заиграет, когда лидеры уйдут на большие контракты.
- Возможен вариант, при котором Демина не окажется в Топ 15?
- Да. Игроки, которым прогнозирую 10-20-й номера, должны подходить команде по стилю. Бывает, что кто-то из них улетает в конец первого раунда. Но не надо боятся – это не имеет большого значения. Если тебя не выбрали в лотерее до 15-го номера, жизнь не потеряна. Клубы решают свои задачи по составу. Огромное количество примеров, когда звездами становились игроки, которые не были выбраны высоко на драфте. У того же Николы Йокича был 41-й пик.
- Каковы перспективы Влада Голдина и Виктора Лахина?
- У Влада на сегодняшний момент перспектив больше. Просто потому, что он уже готовый центровой фактически для любой команды. И подойдет любой. Сейчас часто приходится слышать, что такие большие баскетболисты будто не нужны. Что все бегут, бросают трехочковые. Но это обманчивая точка зрения. Практика показала: в завершившемся финале НБА большую роль сыграли Тернер и Хартенштайн. Если бы не они, их команды получили внушительный пробел в своей игре. Нужны центровые, которые своим телом закрывают «краску». Их наличие играет большую роль в защите. Когда «Нью-Йорк» расстался с Хартенштайном, я сразу сказал, что это серьезная потеря. Можно быть классной командой, которая хорошо бежит и бросает. Но нужен один настоящий центровой. И он был практически у всех команд, бравших титулы. Лично я уверен, что Голдин не «доживет» до второго раунда – его должны выбрать в первом.
Игру Вити я видел не очень много. Но то, что видел, понравилось. Есть такое понятие «стрики». Если у игрока что-то начинает получаться, пойдет волна. Очень многое будет зависеть от того, какая команда будет выбирать, и кого взяли до этого. Мы в него верим, но нельзя прогнозировать, насколько все повернется в его сторону. У Лахина хороший шанс быть выбранным в конце второго раунда. Однако, если этого не произойдет, он вполне может подписать контракт, будучи свободным агентом. В какой-то степени это даже удобнее. У игроков, выбранных во втором раунде, сумма контракта лимитирована, а срок – минимум три года. Свободный агент может зарекомендовать себя в первом же сезоне и переподписать контракт на более выгодных условиях.
- Кто из российских игроков в ближайшие годы может оказаться в НБА?
- Из тех, кого вижу я – Кирилл Елатонцев и Егор Амосов. Елатонцев может играть в НБА ту же роль, что Голдин. Сейчас у нас неплохой 2008 год. Мне понравился Антон Суйконен, он еще моложе. Данные отличные, но опять же пока очень сыроват. Жалко, что мы не участвуем в международных турнирах. Из-за этого молодым ребятам часто не хватает уверенности.
- Илья Ермаков?
- Он принял верное решение, в нынешней обстановке отправившись в NCAA. Если бы были международные матчи, можно было подумать. Сейчас же и думать нечего. Студенческий баскетбол даст возможность играть и с сильными ровесниками, и с теми, кто тебя на 3-4 года старше. Мне нравится, как Илья играет. Очень светлая голова, принимает правильные решения, но пока он только в начале пути. За 10 лет я видел немало примеров, когда хорошие молодые игроки не смогли сделать этот последний шаг, чтобы выйти на более высокий уровень.
КОММЕНТАРИИ (0)